9 апреля 2019, 8:12 Читати українською

8 миллионов на ремонт авто

Депутаты подготовили новый законопроект, который меняет правила на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Если парламент его одобрит, страховщики начнут платить пострадавшим в ДТП быстрее и больше.

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован новый законопроект «Об ОСАГО», который определяет «правила игры» на рынке и нормы по защите интересов пострадавших в ДТП.
фото: hyser.com.ua

Что изменится с принятием законопроекта, «Минфину» рассказал генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Шевченко.  

1. Сроки выплаты страхового возмещения сократятся. Более 60% всех жалоб на страховщиков ОСАГО поступают именно на затягивание сроков выплат, так что вопрос очень актуальный.

Согласно действующему законодательству, страховщик обязан выплатить компенсацию ущерба в течение 90 дней с момента подачи заявления пострадавшим. После принятия закона страховая компания должна будет сделать выплату быстрее, в течение 60 дней.

2. Что будет, если страховая компания задержит выплату?

Не все знают, что и сейчас законодательством предусмотрены штрафные санкции (пеня) за нарушение страховщиком сроков выплат: двойная учетная ставка НБУ за каждый день просрочки. Как это считается на практике: например, учетная ставка НБУ – 18%, двойная – 2*18=36% годовых, или 0,1% за день. Если размер выплаты, которую должен был сделать страховщик — 10 000 гривен, то за каждый день просрочки он должен доплатить страхователю 10 000*0,1%=10 грн.

С принятием нового закона дополнительно будут взыматься штрафы в пользу пострадавшего в размере 20% от суммы просроченного (недоплаченного) страхового возмещения.

Авторы законопроекта предполагают, что такой подход дисциплинирует компании, затягивающие сроки урегулирования. Однако норма может породить и негативные последствия от деятельности так называемых «автоюристов», которые увидят в этом возможность собственного заработка.

3. Размер выплаты будет определяться без учета износа. Выплата с износом — один из самых болезненных для автовладельцев вопросов, так как в структуре автопарка Украины подавляющее большинство старых автомобилей (старше 15 лет). По ним выплата производится с учетом износа на заменяемые детали, и естественно ее размер не покрывает полностью стоимость ремонта, что автовладельцы обоснованно считают несправедливым.

Однако, по мнению экспертов, такую норму надо вводить одновременно со свободными ценами, чтобы каждая страховая компания самостоятельно могла рассчитать стоимость полиса страхования «без учета износа».

4. В случае ДТП пострадавший сможет обращаться за выплатой в «свою» страховую компанию, с которой он заключал договор ОСАГО, а не в компанию виновника ДТП, как сейчас. Такая система называется прямым урегулированием. В настоящее время она работает на добровольных началах, в нее входит 16 страховщиков из 51 компании, имеющей право работать на рынке ОСАГО.

Система прямого урегулирования (ПУ) очень удобна для клиентов – страховщики стараются качественно обслужить своего клиента, в надежде, что будет и дальше сотрудничать с ними. Поэтому уже сейчас средний срок выплаты в системе ПУ почти в два раза меньший, чем в целом по рынку. После принятия законопроекта ПУ станет обязательным для всех страховщиков.

5. Максимальный размер страховой суммы (лимит выплат) будет постепенно повышаться до европейских стандартов. Сейчас максимальная страховая сумма составляет 100 000 грн. за ущерб имуществу, и 200 000 грн. – за ущерб жизни и здоровью потерпевших. В мае-июне лимиты будут повышены согласно распоряжению Нацкомфинуслуг до 130 000 грн. за ущерб имуществу, и до 260 000 грн. за ущерб жизни и здоровью.

Согласно новому законопроекту, дальше максимальные размеры страховых сумм будут постоянно увеличиваться, и с 1 января 2025 г. их размер будет 8 000 000 грн. за ущерб имуществу и 20 000 000 грн. за ущерб жизни и здоровью.

6. Изменится принцип выплат за компании, прекративших работу на рынке и/или выполнение своих обязательств.

За последние несколько лет более десяти страховщиков ОСАГО ушли с рынка, не выполнив свои обязательства перед клиентами. Сейчас, согласно нормам действующего закона «Об ОСАГО», выплаты за такие компании производятся после завершения процедуры банкротства страховщика или его ликвидации.

Процедура банкротства – достаточно длительный процесс, который часто затягивается на несколько лет, все это время пострадавшие вынуждены ждать выплаты.

Учитывая этот недостаток существующего закона, МТСБУ приняло решение делать частичные выплаты клиентам компаний, ушедших с рынка и не выполнивших своих обязательств, за счет средств, которые у таких страховщиков остались в гарантийных фондах Бюро. Остатков средств в фондах не всегда хватает на выплаты всем пострадавшим в полном объеме.

Естественно, люди недовольны тем, что выплачивается не вся сумма страхового возмещения, для получения оставшейся части приходится ждать завершения процедуры банкротства или ликвидации. Но ничего другого, не нарушая закон, сейчас сделать невозможно.

Согласно новому законопроекту, выплаты будут производиться после начала процедуры банкротства или в случае прекращения членства страховщика в МТСБУ в связи с невыполнением обязательств. То есть пострадавшие-клиенты таких страховщиков станут получать компенсации в полном объеме и гораздо быстрее, чем это происходит сейчас.

7. С 1 января 2020 года будут отменены франшизы при заключении договоров ОСАГО.

8. Выплата за моральный ущерб в связи со смертью близкого человека увеличится почти в два раза, до 25 минимальных зарплат, вместо существующего сейчас размера -12 минимальных зарплат.

9. «Электронный полис» будет закреплен законодательно. Это станет первым шагом к тому, чтобы проверка наличия и действительности полиса ОСАГО со временем стала происходить автоматически, с использованием специальных технических устройств. Таким образом, будет повышаться ответственность не только страховых компаний перед пострадавшими, но и ответственность автовладельца за выполнение требований закона и ПДД.

Комментарии - 13

+
+28
AleksandrBank
AleksandrBank
9 апреля 2019, 10:13
#
Супер. Только вперед к Европе.
+
+30
Kanarej
Kanarej
9 апреля 2019, 15:40
#
В принципе выглядит все очень позитивно, но надо учесть, что эти изменения сильно скажутся на цене полиса, и она может приблизиться к стоимости той же зеленой карты. Все ли готовы (или смогут) платить пару сотен баксов в год — вопрос открытый.
+
+43
Strain
Strain
9 апреля 2019, 17:14
#
Меня кстати этот вопрос тоже зацепил.
Какой же должна быть стоимость полиса, что бы страховщик мог выплатить 8 и 20 млн грн компенсации.
КАСКО сейчас стоит 1500 грн (грубое среднее) В МЕСЯЦ! При том, что у меня авто за 400 000 грн (при курсе 21)
Я думаю многие не смогут себе такое позволить.

С другой стороны я глубоко убежден, что иметь автомобиль должны только те, кто может материально ответить за содеянный вред. Ведь не стоит забывать, что автомобиль это средство повышенной опасности.

Если стоимость обязательного полиса сильно вырастет, то профит будет колоссальный. Во первых автомобилей станет меньше. Во вторых и что самое важное, их средний возраст уменьшится.

Я бы ещё ввел экологический налог как в ЕС (на старые автомобили).
+
0
Kanarej
Kanarej
9 апреля 2019, 18:53
#
С одной стороны да, а с другой, если ввести такое, причем с контролем и высокими штрафами за отсутвие (иначе просто не будут покупать полисы) — тогда возможны социальные последствия, на фоне которых недавние выступления евробляхеров покажутся цветочками.
+
0
Strain
Strain
10 апреля 2019, 13:41
#
Я думаю планомерное повышение и адекватный подход к вопросу нивелирует возможные проблемы.
+
0
Kanarej
Kanarej
10 апреля 2019, 15:39
#
Ну да, если лягушку плавно подогревать, а не сразу в кипяток — то она и не заметит как сварится :)
+
+15
Kanarej
Kanarej
9 апреля 2019, 18:56
#
Кстати, если бы совместили с полисом Зеленой Карты (что вполне будет возможно, если цена на них будет сравнима), чтобы можно было с тем же полисом свободно ездить за границу — то был бы серьезный плюс.
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
11 апреля 2019, 21:37
#
С другой стороны я глубоко убежден, что иметь автомобиль должны только те, кто может материально ответить за содеянный вред. Ведь не стоит забывать, что автомобиль это средство повышенной опасности.

Странные рассуждения, так может лучше тогда автомобили вообще не производить?
Да и вообще — запретить пользоваться продуктами прогресса?
Ну и в страховке в принципе — надобность отпадает, ну какой смысл платить страховку, если сможете возместить материальный ущерб?
Да, и содеянный вред зачастую несоизмерим материально.
+
+20
Kidav
Kidav
9 апреля 2019, 10:16
#
+ по всем пунктам
+
0
Evgeniy Asmolov
Evgeniy Asmolov
10 апреля 2019, 9:27
#
Да уж, всё здорово, только наверняка все плюшки переложат на плечи покупателя, если раньше полис стоил до 1.5к, то его могут сделать 3,4,5к… как посчитают экономически обоснованным.
+
0
Strain
Strain
10 апреля 2019, 13:43
#
Ну давайте рассмотрим реальную ситуацию.
Вы вмазались в мерседес за 2 000 000 грн на своем, скажем, Рено за 400 000 грн.
У вас полис покрывает 100 000. Оставшиеся, скажем, 300 000 ремонта вы будете все равно платить со своего кармана.
Или вы хотите «все плюшки переложат на плечи покупателя» что бы государство за ваши косяки платило?
+
0
Игорь Петров
Игорь Петров
15 апреля 2019, 20:12
#
Присоединюсь к мнению что законопроект хороший.
И как по мне главное — отмена фиксированной цены и прямое урегулирование.
Хочешь сэкономить на страховке подешевле — будь морально готов, что фиг тебе заплатят.
Про этот или похожий проект мне один из топов Аксы говорил ещё лет 5 назад
+
0
Игорь Петров
Игорь Петров
15 апреля 2019, 20:15
#
Но и главное чтоб и штрафы за отсутствие ее не забыли поднять.
Ато наши хитомудрые быстро просекут 425 пару раз заплатить дешевле будет
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама